Ценность кадра
Сегодня, во Всемирный день фотографии мы расскажем о сотруднице Департамента ГОЧСиПБ, для которой каждый сделанный кадр имеет особую ценность.
Алина Куликова работает в одном из структурных подразделений Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы четыре года, она отвечает за взаимодействие со СМИ. Ее работа подразумевает не только тесные отношения с печатными материалами, но фотосъемку на каждом мероприятии. Объектив фотоаппарата, который она держит в руках, видел многое. С камерой она не расстается и после того, как заканчивается рабочий день.
Близкие отношения с интересными кадрами начались в старших классах, когда Алина присоединилась к школьной студии, которая выпускала новости. Но самые интересные уроки фотосъемки она получила от дедушки. Анатолий Васильевич фотографировал на «Зенит» и снимки получались настолько живыми, искренними и особенными, что внучка решила перенять мастерство. Алина рассказывает, что дедушка часами рассказывал ей обо всем, что связано с этим тонким миром, но сам отрицал, что творит практически волшебство. «Я просто фотографирую!», — говорил он в ответ на расспросы, однако, глядя на фотографии, Алина видела гораздо больше чем изображение, и некая магия передалась и ей.
-В первый раз я очень боялась брать в руки дедушкин фотоаппарат, — делится Алина Куликова, — это же память о его отце… И я думала, что не разберусь, мне казалось, нужно инженерное образование, чтобы понять, как устанавливать настройки (смеется). Ведь если ты вовремя объектив не закроешь, пленка может засветиться и все окажется утрачено. У нас однажды такое случилось, а ведь каждый снимок неповторим. И, я думаю, именно «Зенит» научил меня выбирать кадры.
Неповторимость, уникальность и ценность каждого кадра – это Алина переняла у дедушки. Техническую сторону, правда, не до конца освоила – процесс проявки и печати фотографий пока не освоен. Но главное уловить удалось. Съемка без чувства – это просто щелчок затвора, поэтому в кадры нужно вкладывать душу, нечто свое и живое, только тогда зрители этот кадр не пропустят.
-На цифровой снимать тоже интересно, но как работает «Зенит», сама фотография, проявка, печать – это целая наука! – с теплой улыбкой рассказывает наша героиня. – Это меня больше интересовало. Пленка учит тебя работать с кадром, потому что каждый из них приобретает особую ценность – с пленки нельзя стереть, если что-то не так получится. Благодаря этому начинаешь кадры уважать, работать с ними по-другому.
Цифровая камера все же заняла свое место, но не потеснила пленочную. Снимать на «цифру» – это тоже целая наука. Поэтому в жизни Алины появился еще один учитель, Александр, участник местного волонтерского движения. Уважение к кадру дополнилось уважением к технической стороне процесса, новым приемам, которым обучал педагог. Открытием был, к примеру, «зум ногами», когда не все можно приблизить объективом и до объекта съемки нужно дойти. Да и в целом, на занятиях, которые вел Александр, приходилось немало двигаться.
-Он сказал: ходи за мной, смотри на меня и повторяй, задавай вопросы, — вспоминает Алина. – В итоге он научил меня многому в фотографии, но это я сейчас понимаю. А тогда… мне казалось, что я ничего не умею, у меня не получается так же хорошо, как получается у него, я нервничала, переживала… На тот момент я не понимала, что наличие фотоаппарата не предполагает того, что ты прочувствуешь кадр.
Проявление чувств в фотографии и есть то, что оживляет кадр, считает Алина. Но она проявляет чувства и к технике, фотоаппарат для нее – живое создание, с которым, делится наша героиня, нужно беседовать. Поэтому в голосе Алины проскальзывает грусть, когда она вспоминает свой первый фотоаппарат. Она купила его на лично заработанные деньги, плакала от радости, когда впервые взяла в руки и очень переживала, когда забыла его в гостинице после соревнований. Камера к хозяйке, увы, не вернулась. Но спустя много лет жизнь провела параллель – два года назад, когда Алина вместе с семьей разбирала вещи в доме, в одной из коробок нашелся «Зенит». Алина признается: взять эту камеру в руки было непросто. Фотоаппарат остается памятью о дедушке, которого нет уже два года, и было очень страшно сломать камеру или повредить. Сейчас обретенный «Зенит» тоже ложится в руку и послушно отсчитывает кадры.
В объектив Алины попадают спасатели, сотрудники Управления и Департамента, дети и взрослые, память камеры преобразует в кадры все, что хочет сохранить фотограф. Но сегодня, в век цифровых технологий и огромной скорости Алина помнит главное, то, чему научил ее дедушка: каждая фотография должна цениться на вес золота именно потому, что фотограф вложил в нее частичку своей души.